Фотогалерея Антарктида | Весь дневник | На главную

Часть первая

Первый храм в Антарктиде был построен и освящен в 2004 году. Владыка Феогност с братией Троице-Сергиевой Лавры 15 февраля в день Сретения Господня совершил эту торжественную службу. Иеромонах Каллистрат стал первым настоятелем этого храма в честь Святой Троицы. Прилетели тогда и все участники проекта - представители группы Руян, Задиров Петр Иванович, Муравьев-Апостол. В этом году летим туда мы: иеромонах Гавриил и послушник Владимир.

Путешествие, конечно, всегда начинается задолго до самого отъезда. Мысли и чувства сами опережают те события, которым предстоит случиться. Так и тогда, когда было предложено полететь в Антарктиду и там послужить в храме, мое согласие было дано сразу. Представлялась и трудность проживания на станции, и нелегкий перелет через весь земной шар. Была, конечно, и возможность поплыть на корабле, но для экономии времени и сил мы решили лететь самолетом. Для жизнедеятельности храма кораблем были отправлены кое-какие вещи-свечи, ладан, инструменты. ”Академик Федоров” отправился в плавание в октябре 2004 года. На свой борт он принял пятидесятую экспедицию. На любое дело, будь то путешествие или важное жизненное решение, мы всегда должны получать благословение у духовника. Так и тогда, когда был получен положительный ответ, мы стали собираться в дорогу. По интернету, связываясь с отцом Каллистратом, узнавали все подробности жизни и особенности пребывания на станции Беллинсгаузен. Запаслись всей необходимой одеждой, обувью, маленькими радиопередатчиками и стали ожидать нашего рейса. Путь из России на нашу полярную станцию может быть различным. Часть 50-ой поплыла на корабле, а другая часть прилетела 9 февраля 2005 тогда в ЮАР в Кейптаун, куда и подошел “Федоров”. Далее полярники поплыли по другим станциям и толь в конце марта мы ожидаем свидеться с ними. Сама станция Беллинсгаузен находится на острове Ватерлоо архипелага Южных Шетландских островов. Сам архипелаг “всего” в полутора тысячах километрах от Чили. Откуда и летают самолеты с учеными разных стран. На острове расположены станции чилийцев, уругвайцев, поляков, китайцев, корейцев, аргентинцев. Еще на остров пребывают туристы, для которых у чилийцев есть отель. Нас присоединили к уругвайской группе примерно за месяц до вылета. Чтобы точно состыковать рейсы решили сначала только забронировать билеты, но не выкупать их. Путь наш должен был проходить через Европу. Далее Бразилия, Чили и самая южная точка, куда только летают самолеты - Пунта Аренас. Многие компании требуют выкупа брони через несколько дней после заказа билетов, что нас не устраивало. С Божьей помощью мы нашли православных людей в одной из авиакомпаний. Незнакомые, но верующие люди, смогли и найти и забронировать нам билеты. Причем перебронировать приходилось несколько раз из-за изменения даты вылета. Компания была выбрана немекая - Люфтганза. Потом мы часто вспоминали ее самыми добрыми словами. Судите сами. Билеты самые дешевые, перелет (в воздухе) самый быстрый - всего 25 часов 10 минут. Заказали и питание - рыбное. И на всем протяжении нашего пути так и приносили “специальное” меню. Не было и ночевок, как предлагают некоторые авиакомпании. В общем, оставалось немного, упаковать груз и отправится в дорогу, предварительно со всеми попрощавшись. Груз-это особая глава нашего повествования. Часть его составляли книжки для первой церковной библиотеки, другая состояла из наших личных и церковных вещей. Весь груз, как мы теперь точно заем, весил килограммов восемьдесят. И чтобы не было такого перевеса, книги не были ни взвешены, ни даже вынуты из машины в аэропорту. Но об этом позже. Да, еще очень понравилось чилийское посольство в Москве. Домашняя обстановка, простое обращение. Саму визу ставят минут за двадцать. Сначала, конечно, посылают запрос в МИД Чили, а когда ответ пришел, времени на ожидание уже не тратится. Наверное, по посольству можно судить и о народе и самой стране. Т. к. сроки вылета переносились, билеты выкупили только за день до вылета. Чтобы не было никаких случайностей, наши операторы из авиакомпании забронировали еще один рейс, более поздний. Вот и вся подготовка. Теперь некоторые дни можно выделять особой строкой.

4 марта.
Отслужив последнюю литургию и попрощавшись со всеми, мы отправились в аэропорт. Доехали благополучно. Многие из знакомых приехали провожать нас в далекое путешествие. И их присутствие било кстати. Только самые необходимые вещи составили горку из 16 мест. Пока не спеша, переносили весь груз, пошли в представительство “Люфтганзы” договариваться о перегрузе. И снова встретили православного человека. Хотя и пришлось связываться с большим начальством, прошли таможню за 10 минут до вылета. Конечно часть вещей отложили, но большую взяли с собой. Посему если есть возможность, все необходимо отправлять кораблем из Калининграда или Питера. Самолет сам опаздывал с вылетом, и мы не спеша, потащили свою “ручную кладь” в салон. Это было-3 рюкзачка, сумка с провизией, портфель с ноутбуком и несколько больших икон. Самолет был до Франкфурта и летели в основном немцы. Три часа полета пролетели незаметно. Когда принесли "спешл" фуд (рыбное блюдо) тогда и стала ощущаться радость того, что наконец–то все сборы уже позади и можно уже спокойно двигаться к намеченной цели. Во Франкфурте просто огромный аэропорт. Это несколько зданий между которыми курсирует поезд. Минут пятнадцать шли пешком, чтобы дойти до зала вылета. Время ожидания составило четыре часа. Вылет по московскому времени в час ночи.

5 марта.
Сегодня нам предстояло перелететь Атлантику. Наверно любому человеку трансатлантический перелет кажется чем-то опасным и сложным. Нам предстояло проделать этот путь за 17 часов с остановкой на дозаправку в Бразилии. Приятно когда тебе приносят заказанное тобой питание и когда аэробус, в котором ты летишь, предназначен для таких перелетов. Ночь, удобно расположившись в своих креслах, все спали. Утро уже встретили с шестичасовой разницей во времени. Бразилия показалась нам покрытой густыми лесами и холмами. В Сан Пауло половина пассажиров вышла. На улице было градусов пятнадцать тепла. Через двадцать минут самолет стал наполняться новыми людьми. Через 50 минут после посадки мы вновь взлетаем. Через три часа пролетев над грядой кордильерских гор, приземляемся в Сантьяго - столице Чили. Тут мы попали в настоящее лето. Палящее солнце, жара под тридцать. Времени до следующего перелета было около семи часов и, положив весь груз в камеру хранения, отправились в город. Чилийцы нам понравились сразу. Простодушный и приветливый народ. Поехали же мы не в старый город осматривать достопримечательности, а в гипермаркет искать зарядку для фотоаппарата. Наверно, собираясь в любое путешествие, что-нибудь да забываешь, а отправляясь на зимовку на целый год уже даже предполагаешь, что что-либо оставишь дома. Так и получилось. Сверив весь список перед отъездом, казалось все взятым и упакованным. Одна же из самых нужных вещей была оставлена. В надежде найти ее мы и отправились в магазин. С частным такси договорились, что он нас заберет через три часа. Купили толь блок питания, а не зарядку, но понадеялись, что через него можно будет заряжать батарею. Это было уже что-то. Сдали вещи в багаж. Тут уже пришлось заплатить за перевес. Мы посчитали, что это не очень много - 200 долларов за 45 килограмм. Когда поднялись в небо, нам предстал вид города с точно параллельными улицами во многих районах. Как говорят, сказалось немецкое влияние. По стране еще сохранились немецкие колонии. Пролетая над горами, увидели очень красивую вершину, которая, как нам потом сказали, оказалась вулканом. Последний перелет показался совсем быстрым - всего четыре часа. В самолет садились как в пригородный автобус. Мягко приземлившись, разместили вещи на двух тележках и поехали к выходу. Таксисты, завидев наш груз, только руками разводили. Но на улице стоял микроавтобус. Водители без лишних разговоров впихнули туда наши рюкзаки и коробки. По времени это уже было 11 ночи. Отель был уже забронирован на два дня вперед, и мы спокойненько туда поселились. 6 марта. Утром, помолившись в номере нашего отеля, отправились осматривать город. Пунта Аренас, портовый город с населением в 117 тысяч жителей, двенадцать костелов, есть медодисты, баптисты и индуисты. Народ религиозный. При многих храмах школы. Там достаточно строгое воспитание, социальная деятельность. В городе много зданий 19 века. Имеются и маленькие дворцы. Правда, там не живут, а располагаются посольства, музеи, общественные организации мэрия. Да да, я не оговорился, в Пунта Аренасе мы увидели посольство соседней Аргентины. Язык испанский, но не совсем тот на котором говорят в Испании. Свои слова и выражения. Своего президента чилийцы поддерживают за его ровную политику. Пиночета не очень-то и судят. Здороваются и прощаются друг с другом, целуясь. Помочь готовы в любых ситуациях. Начальники очень просты в общении. Молодежь, конечно, любит дискотеки и поп-музыку, но это свои местные группы. Едят мясо и рыбу. Рыба красная (салмон) очень распространена. На завтрак обычно чай или кофе и обязательно булка, или с маслом или с сыром. Рабочий день начинается с 9-10 утра. Обедать все идут в рестораны или кафе. Это время с часу до трех. И где-то в пять заканчивается рабочий день. После маленького отступления продолжим наш рассказ. Итак, погуляв по городу, стали ждать звонка со станции от Олега Сахарова, начальника экспедиции, или от отца Каллистрата. Позвонили оба и сказали, что самолет, возможно, будет в пятницу, и мы можем пока отдыхать.